педагогический блюз

Кузнецова Н.А.

МКДОУ Кордонский детский сад

Кишертский район

Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ» раскрывает качество дошкольного образования, выражающееся в степени соответствия федеральным  государственным образовательным стандартом. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, определяется как важное интегративное качество. Чтобы стать образованным, легко адаптироваться в социуме, быть коммуникабельным, дошкольникам необходимо овладеть социально-коммуникативными качествами. Формирование социально-коммуникативных качеств -  важное условие нормального психологического развития ребенка. Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку. Общение - актуальная проблема, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов. "Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности", - отмечал В.В. Давыдов. Ученые и практики отмечают, что: коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.

  • Дети все меньше пользуются словом, как средством общения;
  • Не могут поддержать и выразить установившийся контакт;
  • Не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо;
  • Не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Мой небольшой педагогический опыт подтверждает данные проблемы. Поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я определила: «Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста».

В формировании навыков общения детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет определила три этапа:

1 этап Подготовительный. Констатирующая диагностика :

- наблюдение

- тест «Картинки» авторы Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина.

2 этапПрактический. Реализация перспективно-тематического плана по развитию навыков общения детей старшего – подготовительного возраста.

3 этапДиагностика результатов. Тест «Картинки» авторы Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина. Выводы.

Первый этап. Новый учебный год начинаю с диагностики межличностных отношений детей в группе. Определяю,  какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему комфортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверстниками.

Используя методические рекомендации Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной, провела диагностику коммуникативной сферы детей (см. Диагностику).

 

Диагностика коммуникативной  сферы.

Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина).

 

Описание методики «Картинки».

Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж (Приложение 1). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция.  «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?» Ответ фиксируется в протоколе.

Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?»

Ход исследования:  В исследовании приняли 20 детей старшей подготовительной группы детского сада. Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с друзьями, которая помогла диагностировать умение общаться ситуативно-личностно. Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?

Анализ результатов: Получены очень тревожные результаты по коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Пять лет – возраст, который характеризуется наиболее интенсивным общением: закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы. Однако достаточно высокую коммуникативную компетентность я обнаружила лишь у 20% (4 детей) обследуемых дошкольников, т.е. только эти дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в проблемных ситуациях.30 % (6 детей) средний уровень коммуникативной компетентности. 50% (10 детей) проявили полную беспомощность. Одни ответы («Не знаю», «Заплачу», «Позову маму») говорили о явно недостаточной коммуникативной компетентности, другие ( «Побьют», «Стукнут») носили агрессивный характер.

Пути развития: Включать в самостоятельную и совместную со взрослым деятельность игры, игровые ситуации, игры-  пятиминутки, направленные на устранение конфликтов, формирование доброго отношения к сверстникам.

Приложение 1

Рисунки к методике

 

 

Второй этап. На втором этапе разработала перспективно-тематический план формирования у детей навыков общения. Перспективный план составлен на основе рекомендаций «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» М.А. Васильевой, раздел «Нравственное воспитание», методических рекомендаций Смирновой Е., Холмогоровой В. «Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам» (см. Таблицу 1). 

 

Таблица 1

Перспективно-тематическое планирование занятий в старшей группе

Темы

Содержание основной части

Количество занятий

Волшебная планета

Упражнение «Дарим подарки»; игры: «Пожалуйста», «Паровозики», «Добрые эльфы», «Птицы».

1

В стране настроения

Беседа «Как можно понять настроение», ролевая гимнастика; игры: «Найди и покажи», «Зеркало»; упражнения: «Читаем стихотворение», «Продолжи предложение».

2

Рисуем настроение

Беседа «Способы повышения настроения», игры: «Море волнуется…», «На что похоже настроение?», «Волшебные шары»; рисование «Подбери цвет к настроению».

2

Страна волшебных слов

Беседа по стихотворению И. Токмаковой «Разные слова»; упражнения: «Добрые слова», «Тише, Танечка не плачь»; игры: «Вежливые слова», «Пожалуйста», «Паровозик»; ТРИЗ «Что было бы, если бы люди перестали благодарить друг друга?».

2

Давай поговорим

Этюд «Скажи хорошее о друге»; разбор конфликтных ситуаций; игры: «Мои интересы», «Через стекло», «Мяч в руки», «Паровозик», «Оживи игрушку».

2

Учимся дружить

Этюд «Встреча»; игры: «Слепой и поводырь», «Комплимент», «Я хороший, потому что …» разыгрывание ситуаций из жизни группы; рисование «Подарок другу», «Муравьи», «Театр теней».

2

Что такое хорошо и что такое плохо

Упражнения: «Эти разные слова», «Закончи предложение»; ТРИЗ «Хорошо – плохо»; игры: «Волшебники», «Паровозик»; анализ собственных поступков.

2

Мы вместе веселимся и играем

Игры: « Мяч в руки», «Колобок», «Опиши друга», «Зеркало», «Паровозик»; упражнение «Дотронься до…»

2

Можно и нельзя

Игры: «Вежливые слова», «Пожалуйста», «Будь внимателен», «Паровозик»; анализ собственных поступков; рисование на карточках правил «Можно» и «Нельзя»

2

Правила нашей группы

Беседа «Наши вежливые слова»; этюд «Скажи хорошее о друге»; игра: «Комплимент»; разбор конфликтных ситуаций; рисование газеты «Правила наше группы»

2

Мы дружные ребята

Диагностические тесты

1

 

Я постаралась предложить занятия в форме игры, игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Содержание предлагаемых мною  игр - занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе занятий я стремилась подвести детей к тому, что считаем главным, - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.

Третий этап. На третьем этапе были отслежены промежуточные результаты работы с помощью повторного теста «Картинки»: авторы Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина. Эксперимент показал следующие результаты. Положительная динамика в развитии навыков общения у детей :30% -  высокий уровень, 50% - средний и 20% - низкий. Дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть, заметно снизилась агрессивность тех, кого называют проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций. Таким образом, я пришла к выводу, что игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

На занятиях дети, как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, которые и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться, «выпустить пар».

Ниже я предлагаю примерные конспекты игр - занятий:

«Жизнь в лесу»

Воспитатель: (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос: «Как дела?», хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас ранее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись… (Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.)

«Добрые эльфы»

Воспитатель: (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда – то давным-давно люди, борясь за выживание вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям, и нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а  добрые эльфы прилетают и убаюкивают их… (Исполняется бессловесное действо.)

«Птенцы»

Воспитатель: Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювом и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупу. Вот так! (показ) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

«Муравьи»

Воспитатель: (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто  из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.

Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«Театр теней»

Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем–то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо, не издавая ни единого звука. Итак,

Начали!

Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

«Ожившие игрушки»

Воспитатель: (садится на ковер, рассаживает детей вокруг себя).  Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый еще раз предлагает, пройдясь по комнате, показать свою  игрушку.

Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга. Совет по вовлечению в игру проблемного ребенка: желательно, чтобы с ним в паре был взрослый. Убедившись, что такой ребенок увлекся, можно переключить его на игру с другими детьми. В крайнем случае, в наиболее трудной ситуации мягко выведите его из игры, предложив какое-либо индивидуальное занятие (Lego, кубики и пр.). Как показывает практика, через некоторое время ребенок вновь присоединится к общей затее. Но на этот раз постарайтесь не нарушать ее правил.

Заканчивать игру нужно в тот момент, когда педагог замечает, что дети устали, отступают от правил. Тогда, собрав всех вокруг себя в хоровод и сообщив, что игра окончена, взрослый предлагает попрощаться, скажем в виде какого-либо ритуала. Ритуалом можно заканчивать каждое занятие.

Список литературы

  1. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. Сада /В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. М.: Просвещение, 1984.
  2. Дубинина Л. Развитие у дитей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, №10, с. 26-36; №11, с 3-10.
  3. Клименкова О. «Игра как азбука общения». // Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с.7-14.
  4. Смирнова Е., Холмогорова В. « Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам».// Дошкольное воспитание, 2003, №8, с.73-77.
  5. Интернет ресурс. Методика «Картинки» авторы Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина.